Чин проще́ния в Неде́лю Сыропу́стную.

 

Богослужебное последование размещено на сайте

Последование Богослужений наряду https://Последование.РФ

Телеграм-канал сайта: https://t.me/posledovanie

Телеграм-чат сайта: https://t.me/ChatPosledovanie

Группа сайта во ВКонтакте: https://vk.com/posledovanie

Поддержать проект: https://Последование.РФ/donate

 

В данном последовании использован шрифт «TriodPostnaja». Ссылка для скачивания: https://ofont.ru/view/3381


 

Чин проще́ния в Неде́лю сыропу́стную

в соответствии с разъяснением (http://www.patriarchia.ru/db/text/6053336.html),

разработанным комиссией Межсоборного присутствия по богослужению

и церковному искусству и одобреным на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года

(журнал № 70: http://www.patriarchia.ru/db/text/6051881.html).

 

                      Чин прощения по обычаю совершается после вечерни в Неделю сыропустную [1]. Вечерня служится уставным порядком, как правило — в золотом (желтом) облачении; в некоторых местах существует традиция использования уже в недели о Страшном суде и Сыропустную [2], то есть и на этой вечерне — фиолетового облачения. Во время чтения «Сподоби, Господи…» духовенство переоблачается в темные ризы, просительная ектения и все дальнейшие песнопения исполняются великопостным напевом.

 

                      После отпуста, во время пения многолетия, предстоятель входит в алтарь, отлагает фелонь и берет в руки напрестольный крест, после чего исходит на амвон, облаченный в епитрахиль. Крест полагается на столец (аналой), заранее поставленный неподалеку от амвона.

 

                      Если приход многоштатный, то вместе с предстоятелем исходят все священнослужители — священники в епитрахилях, диаконы — без богослужебного облачения, — и становятся перед солеей, обратившись к алтарю.

 

                      Предстоятель произносит слово, в котором раскрывает смысл великопостного подвига, а также содержание предстоящего чина прощения. По окончании слова [3] он произносит:

 

Иерей:      Благослови́те, отцы́ святи́и, бра́тия и се́стры, и прости́те ми гре́шному вся, ели́ка согреши́х во дни сем и во вся дни живота́ (жития́) моего́ де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы.

 

                      После чего творит земной поклон молящимся, без крестного знамения.

 

                      От лица молящихся старший клирик (если есть) или учиненный мирянин громко отвечает:

 

                   Бог ти прости́т, о́тче святы́й, прости́ и нас гре́шных и благослови́, и помоли́ся о нас, гре́шных. [4]

 

                      После чего все сослужащие также совершают земной поклон предстоятелю, без крестного знамения.

 

                      Предстоятель, восстав, произносит в ответ:

 

Иерей:      Благода́тию Свое́ю Бог да прости́т и поми́лует всех нас.

 

                          После этого могут быть прочитаны молитвы на начало Святой Четыредесятницы из Дополнительного требника[5], где их приводится две. По своему происхождению первая молитва — значительно древнее второй, поэтому, с рассуждения настоятеля, вторая молитва может быть как прочитана, так и опущена.

 

                          Прежде, чем читать молитвы (или молитву), предстоятель, обращаясь к собравшимся в храме, говорит о том, что Святая Церковь, заботясь о своих верных чадах, предлагает после взаимного прощения испросить благословения от Господа на предстоящий подвиг поста, и завершает свое слово возгласом:

 

Моли́твы на нача́ло Свято́й Четыредеся́тницы:

Иерей:      Го́споду помо́лимся.

Хор:           Го́споди, поми́луй.

 

                          Все преклоняют колени, предстоятель читает молитвы лицом к народу:

Иерей:      Наде́яние все́м конце́м земли́, и су́щим в мо́ри дале́че, Бо́же, пронареки́й святы́я дни́ сия́ по́стныя зако́ном и проро́ки, и евангели́сты, сподо́би все́х в чистоте́ тече́ние по́стное прейти́, ве́ру неразлу́чну соблюсти́, и за́поведи Твоя́ сохрани́ти во вся́ дни́ живота́ на́шего. А́нгелу ми́рну запове́ждь соблюда́ти вхо́ды на́шя и исхо́ды на вся́кое де́ло благо́е и спослу́шающу, и соугожда́ющу к соверше́нному причаще́нию Пречи́стых Твои́х Та́ин. Приими́ же Влады́ко, коле́нное поклоне́ние и по́ст рабо́в Твои́х, подая́ и́м благослове́ние духо́вное, и все́м на́м, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем, с Ни́мже благослове́н еси́, с Пресвяты́м, и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Хор:           Ами́нь.

 

Иерей:      Го́споду помо́лимся.

Хор:           Го́споди, поми́луй.

 

Иерей:      Благослове́н еси́ Го́споди Вседержи́телю, Бо́же оте́ц на́ших, Авраа́мов и Исаа́ков и Иа́ковль, сотвори́вый не́бо и зе́млю, мо́ре и вся́ су́щыя в ни́х, положи́вый челове́ком покая́ние во спасе́ние, и презира́яй и́х прегреше́ния, приимы́й сле́зы раба́ Твоего́ Дави́да проро́ка, и да́вый ему́ оставле́ние грехо́в ка́ющемуся, Манасси́и у́зами желе́зными свя́заннаго, покая́нием же испове́давшагося Тебе́ моли́тву приимы́й, и грехи́ его́ оста́вивый, блудни́цу, позна́вшую ми́лость Твою́ и схо́дники прии́мшую, и с ми́ром пусти́вшую, спасы́й, услы́ши ны́не моле́ние мене́ недосто́йнаго раба́ Твоего́, и пре́зри вся́ согреше́ния си́х рабо́в Твои́х, в покая́нии к Тебе́ прибега́ющих, и да́ждь и́м серде́чное сокруше́ние, и боле́знь о гресе́х, и́миже Тебе́ Творца́ своего́ прогне́ваша, могу́щую и́х от грехо́в очи́стити. Да́ждь и́м благода́ть Твою́, я́ко да то́ю возбужда́еми и подкрепля́еми, в па́мять зла́я своя́ дела́ приведу́т, и сия́ вся́ во стра́се Твое́м духо́вному своему́ отцу́, от Тебе́ же уста́вленному судии́, и́стинно испове́дят, и са́ми на себе́ я́ко на ви́нных в се́рдце сокруше́нном и смире́нном пои́мствовати, и ка́ятися, и жале́ти себе́ о ни́х, и соверше́ннаго проще́ния, и от ни́х разреше́ния Твои́м милосе́рдием чрез и́х духовника́, Твоего́ же судию́, по нело́жному Твоему́ обеща́нию сподо́би. Ты́ бо ре́кл еси́: е́же а́ще разрешите́ на земли́, бу́дет разреше́но на небесе́х. Е́й, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, приими́ рабы́ Твоя́, ка́ющыяся о свои́х гресе́х ве́домых и неве́домых, во́льных и нево́льных, и сия́ испове́дати по Твоему́ повеле́нию предложи́вших, и Твое́ю си́лою и благода́тию прии́м и́х ми́лостивно, укрепи́, е́же ктому́ не возврати́тися и́м ко греху́, и к злы́м и неподо́бным дело́м, в ни́хже мно́гажды впадо́ша, но воздви́гни и заступи́ и́х от ко́зней диа́вольских, и от все́х се́тей неприя́зненных, я́ко да без препя́тия послу́жат Ти́ в преподо́бии и пра́вде, во вся́ дни́ живота́ своего́. Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, в ми́р прише́дый, не пра́ведных призва́ти, но гре́шных на покая́ние, и се́дмьдесят кра́т седмери́цею впа́дающым во гре́х оставля́ти согреше́ния повеле́вый. Я́коже у́бо жену́ в прелюбодея́нии я́тую, фарисе́йми искуша́ющими Тя́ приведе́нную не осуди́л еси́, но ми́лостивно ре́кл еси́: иди́, и отсе́ле ктому́ не согреша́й, и си́х не осужда́й, но человеколю́бно поми́луй. И я́коже и другу́ю блудни́цу пла́чущуюся, и слеза́ми но́зе Твои́ омы́вшую, и главы́ своея́ власы́ оте́ршую, поми́ловал еси́ ми́лости Твоея́ ра́ди, пода́ждь и си́м рабо́м Твои́м невозбра́нныя и те́плыя во и́стинном покая́нии сле́зы. Утверди́ и́х у́м и се́рдце, зна́ти Тебе́ еди́наго и́стиннаго Сы́на Бо́жия, взе́млющаго грехи́ ми́ра. Приими́ и́х я́коже Петра́ отве́ргшагося Тебе́ и покая́нием и го́рькими слеза́ми обра́щшагося прия́л еси́, простри́ десни́цу Твою́, и приими́ и́х, я́коже того́ в мо́ри утопа́ющаго прия́л еси́, и укрепи́ и́х на борю́щаго и́х диа́вола, очи́сти и́х ду́шу и те́ло от вся́кия скве́рны. Са́м бо ре́кл еси́ благи́й Го́споди, не тре́бовати здра́вым врача́, но боля́щым, и прише́л еси́ не спаса́емых спасти́, но погиба́ющих. Да́ждь у́бо Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш рабо́м Твои́м си́м, сконча́ти без поро́ка нача́тый се́й святы́й по́ст, и в не́м Твоя́ за́поведи исполня́ти, в моли́твах же прилежа́ти и все́ми доброде́тельми Тебе́ во вся́ дни́ живота́ своего́ благоугожда́ти, я́ко да в чи́стой со́вести причасти́тися неосужде́нно Твоему́ Боже́ственному Те́лу, и животворя́щей Кро́ви излия́нной за ве́сь ми́р во оставле́ние грехо́в, сподо́бятся, и да победя́т и посра́мят диа́вола на ни́х вою́ющаго. Ты́ бо еси́ Бо́же Бо́г ка́ющихся, не хотя́й сме́рти гре́шнаго, но е́же обрати́тися, и жи́ву бы́ти ему́. Не хо́щеши бо Влады́ко, созда́ние Твои́х ру́к погуби́ти, ниже́ благоволи́ши о поги́бели челове́честей, но хо́щеши все́м спасти́ся, и в ра́зум и́стинный приити́. Те́мже и ны́не Влады́ко, не отврати́ лица́ Твоего́ от ра́б Твои́х си́х, но да́ждь и́м и́стинное от грехо́в к Тебе́ обраще́ние, и от все́х де́л лука́вых избавле́ние, и сподо́би все́х на́с в ми́ре испо́лненных де́л благи́х доити́, и поклони́тися спаси́тельным Твои́м страсте́м, и свято́му воскресе́нию, и на кончи́не живота́ на́шего ра́дости ве́чныя со все́ми Тебе́ благоугоди́вшими получи́ти, в Тебе́ Бо́зе и Спаси́теле на́шем. Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Хор:           Ами́нь.

 

                      Приведенный в Требнике возглас «Благословение Господне на вас…» по окончании молитв не произносится, так как переносится в конец чина прощения.

 

                      Завершив молитвы и коленопреклонение, предстоятель берет напрестольный крест с аналоя или столика и начинает подавать его верующим. В многоштатных приходах первыми к предстоятелю подходят священнослужители: целуют крест и предстоятеля в ланиты, испрашивая прощения. Затем священники берут напрестольные кресты (или иконы), которые должны быть положены заранее на уготованном месте, и становятся один за другим после настоятеля, по старшинству. Если имеются диаконы, они встают следом за священниками, также по старшинству, держа в руках святые образа Спасителя, Божией Матери, храмовых и чтимых святых. В монастырях уместно, чтобы игумен держал напрестольный крест, один из старших иеромонахов может держать Евангелие, а остальные иеромонахи — и, после них, иеродиаконы — могут держать святые иконы.

 

                      Молящиеся подходят к целованию креста сначала к предстоятелю, а затем поочередно ко всем клирикам. Согласно обычаю, лобызая крест, прихожане обращаются к предстоятелю со словами:

                   Прости́те меня́, гре́шного (гре́шную).

 

                      На что предстоятель отвечает:

Иерей:      Бог прости́т.

 

                      Во время целования креста хор поет «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «На река́х Вавило́нских…» и иные песнопения покаянного характера.[6]

 

                      По окончании целования предстоятель осеняет всех крестом и произносит:

Иерей:      Благослове́ние Госпо́дне на вас, Того́ благода́тию и человеколю́бием всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Хор:           Ами́нь.

 

Коммента́рий к чи́ну:

                      В богослужебной практике Русской Православной Церкви чин прощения, совершаемый после вечернего богослужения в Сыропустную неделю (вечером воскресного дня накануне понедельника 1-й седмицы Великого поста), по своему смыслу является особым обрядом, совершаемым один раз в год. Он зримо являет необходимость исполнения евангельской заповеди о том, что христиане должны прощать друг другу взаимные греховные поступки, обиды, огорчения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Неслучайно, этим изречением начинается евангельское чтение на литургии Сыропустной недели.

 

                      Прообраз современного чина прощения многие усматривают в «правиле», существовавшем в древности в некоей палестинской пустынной обители, о которой говорится в написанном свт. Софронием, патриархом Иерусалимским, Житии прп. Марии Египетской. В воскресный день перед 1-й седмицей Великого поста монахи собирались на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме и, «помолившись прилежно, с земными поклонами, целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и каждый просил помолиться о нем и иметь его со-подвижником и сотрудником в предстоящей брани». После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, кого устрашуся?» (Пс. 26:1) выходили из монастыря и удалялись в пустыню.  Однако необходимо отметить, что из слов самого свт. Софрония ясно, что описываемый обычай был исключительной особенностью уклада монастыря, где жил авва Зосима, и в иных палестинских обителях не практиковался. Кроме того, в повествовании идет речь лишь о взаимном прощении монахов, связанном с предстоящей разлукой. Здесь нет указания на то, что монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные прегрешения и обиды, причиненные в течение совместной жизни в киновии (общежитии).

 

                      Непосредственным прообразом чина является испрашивание прощения в начале и конце каждого дня, которое, согласно церковному уставу, должно совершаться во всяком общежительном монастыре ранним утром — после полунощницы, — а также вечером — после повечерия (см. Часослов). Тем самым, каждый монах, начиная с игумена обители, надеется прожить каждый день своей жизни в строгом соответствии с евангельской заповедью: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), а также исправить последствия даже малейшего отступления от нее в течение дня.

 

                      Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением. Старопечатные издания Служебника прямо описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем перед самым началом литургии и после великого входа.

 

                      Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках соборных храмов XVI-XVII вв.[7], где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни практике, с учетом указаний этих источников.



[1] В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной литургии как в соединении с вечерней, так и без нее.

[2] Либо во все подготовительные воскресенья перед Великим постом, начиная с Недели о мытаре и фарисее.

[3] В некоторых местах принято сначала читать молитвы на начало поста (см. ниже), а только затем испрашивать у всех прощение.

[4] Более полный вариант ответа:

Бог да прости́т тя, честны́й о́тче. Прости́ и нас, о́тче святы́й, и благослови́, ели́ка согреши́хом во вся дни живота́ на́шего, и в сей день и час без числа́ согреши́хом душе́ю и те́лом, сном и ле́ностию, помраче́нием бесо́вским, в мы́слех нечи́стых, в забытии́ ума́ и во осужде́нии. Согреши́хом се́рдцем и все́ми чу́вствы, слу́хом, ви́дом, во́лею и нево́лею, и несть того́ греха́, его́же не сотвори́хом, но о всех ка́емся, прости́ ны, о́тче святы́й, и благослови́, и помоли́ся о нас гре́шных.

[5] По смыслу самих молитв, они должны читаться уже при начале постного подвига, то есть в понедельник 1-й седмицы Великого поста; с рассуждения настоятеля прихода или игумена обители, их действительно можно прочитать до или после утрени понедельника — особенно в монастыре, если на службе 1-го дня Великого поста присутствует большинство насельников обители, — однако в приходской практике целесообразнее читать их в составе чина прощения.

[6] В некоторых местах принято завершать цикл песнопений стихирами Пасхи, которые в этом случае поются до слов: «… прости́м вся Воскресе́нием» (но не «…и та́ко возопии́м»)

[7] См., напр., рукописный Обиходник Троице-Сергиевой лавры: РГБ. Ф. 304/I. № 249. Л. 418-421; издание Белозерского Обиходника: Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря, 1655/1656 год. М., 2002. С. 96; издания соборных Чиновников: Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. С. 88; он жеиновник новгородского Софийского собора М., 1899. С. 159-160; он жеиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903. С. 72.