Чин проще́ния в Неде́лю Сыропу́стную.
Богослужебное последование размещено на сайте
Последование Богослужений
наряду https://Последование.РФ
Телеграм-канал сайта: https://t.me/posledovanie
Телеграм-чат сайта: https://t.me/ChatPosledovanie
Группа сайта во ВКонтакте:
https://vk.com/posledovanie
Поддержать проект: https://Последование.РФ/donate
В данном последовании использован шрифт «TriodPostnaja». Ссылка для скачивания: https://ofont.ru/view/3381
Чин проще́ния
в Неде́лю сыропу́стную
в соответствии с разъяснением (http://www.patriarchia.ru/db/text/6053336.html),
разработанным комиссией Межсоборного
присутствия по богослужению
и церковному искусству и одобреным на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года
(журнал № 70: http://www.patriarchia.ru/db/text/6051881.html).
Чин
прощения по обычаю совершается после вечерни в Неделю сыропустную [1].
Вечерня служится уставным порядком, как правило — в золотом (желтом) облачении;
в некоторых местах существует традиция использования уже в недели о Страшном
суде и Сыропустную [2],
то есть и на этой вечерне — фиолетового облачения. Во время чтения «Сподоби, Господи…» духовенство переоблачается в темные
ризы, просительная ектения и
все дальнейшие песнопения исполняются великопостным напевом.
После
отпуста, во время пения многолетия, предстоятель входит в алтарь, отлагает фелонь и берет в
руки напрестольный крест, после чего исходит на амвон, облаченный в епитрахиль.
Крест полагается на столец (аналой), заранее поставленный
неподалеку от амвона.
Если
приход многоштатный, то вместе с предстоятелем
исходят все священнослужители — священники в епитрахилях, диаконы — без богослужебного
облачения, — и становятся перед солеей, обратившись к алтарю.
Предстоятель произносит слово, в котором раскрывает смысл
великопостного подвига, а также содержание предстоящего чина прощения. По окончании
слова [3]
он произносит:
Иерей: Благослови́те, отцы́ святи́и,
бра́тия и се́стры, и прости́те ми гре́шному вся, ели́ка согреши́х во дни сем и во вся дни живота́ (жития́) моего́ де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы.
После чего творит земной
поклон молящимся, без крестного знамения.
От лица молящихся
старший клирик (если есть) или учиненный мирянин громко отвечает:
Бог ти прости́т, о́тче святы́й,
прости́ и нас гре́шных и благослови́, и помоли́ся о нас, гре́шных. [4]
После
чего все сослужащие также совершают земной поклон предстоятелю, без крестного знамения.
Предстоятель, восстав, произносит в ответ:
Иерей: Благода́тию Свое́ю
Бог да прости́т и поми́лует всех нас.
После
этого могут быть прочитаны молитвы на начало Святой Четыредесятницы
из Дополнительного требника[5],
где их приводится две. По своему происхождению первая молитва — значительно
древнее второй, поэтому, с рассуждения настоятеля, вторая молитва может быть как прочитана, так и опущена.
Прежде,
чем читать молитвы (или молитву), предстоятель, обращаясь
к собравшимся в храме, говорит о том, что Святая
Церковь, заботясь о своих верных чадах, предлагает после взаимного прощения
испросить благословения от Господа на предстоящий подвиг поста, и завершает
свое слово возгласом:
Моли́твы на нача́ло Свято́й Четыредеся́тницы:
Иерей: Го́споду помо́лимся.
Хор: Го́споди, поми́луй.
Все
преклоняют колени, предстоятель читает молитвы лицом
к народу:
Иерей: Наде́яние все́м
конце́м земли́, и су́щим в мо́ри дале́че, Бо́же, пронареки́й святы́я дни́ сия́ по́стныя зако́ном и проро́ки, и евангели́сты, сподо́би все́х в чистоте́ тече́ние по́стное прейти́, ве́ру неразлу́чну соблюсти́, и за́поведи Твоя́ сохрани́ти во вся́ дни́
живота́ на́шего. А́нгелу ми́рну запове́ждь соблюда́ти вхо́ды на́шя и исхо́ды на вся́кое де́ло благо́е
и спослу́шающу, и соугожда́ющу
к соверше́нному причаще́нию
Пречи́стых Твои́х Та́ин. Приими́
же Влады́ко, коле́нное поклоне́ние и по́ст рабо́в Твои́х, подая́ и́м
благослове́ние духо́вное, и
все́м на́м, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем, с Ни́мже благослове́н еси́, с Пресвяты́м, и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки
веко́в.
Хор: Ами́нь.
Иерей: Го́споду помо́лимся.
Хор: Го́споди, поми́луй.
Иерей: Благослове́н еси́
Го́споди Вседержи́телю, Бо́же оте́ц на́ших,
Авраа́мов и Исаа́ков и Иа́ковль, сотвори́вый не́бо и зе́млю, мо́ре и вся́ су́щыя в ни́х, положи́вый челове́ком покая́ние во спасе́ние, и презира́яй и́х прегреше́ния, приимы́й сле́зы раба́ Твоего́ Дави́да проро́ка, и да́вый ему́ оставле́ние грехо́в ка́ющемуся, Манасси́и у́зами желе́зными свя́заннаго, покая́нием же испове́давшагося Тебе́ моли́тву приимы́й, и грехи́ его́ оста́вивый,
блудни́цу, позна́вшую ми́лость Твою́ и схо́дники прии́мшую, и с ми́ром пусти́вшую, спасы́й, услы́ши ны́не моле́ние мене́ недосто́йнаго раба́ Твоего́, и пре́зри вся́ согреше́ния си́х рабо́в Твои́х,
в покая́нии к Тебе́ прибега́ющих,
и да́ждь и́м серде́чное сокруше́ние, и боле́знь о гресе́х, и́миже Тебе́ Творца́ своего́ прогне́ваша,
могу́щую и́х от грехо́в очи́стити. Да́ждь и́м благода́ть Твою́, я́ко да то́ю возбужда́еми и подкрепля́еми, в па́мять зла́я своя́ дела́ приведу́т, и
сия́ вся́ во стра́се Твое́м
духо́вному своему́ отцу́, от Тебе́ же уста́вленному судии́, и́стинно испове́дят, и са́ми на себе́ я́ко на ви́нных в се́рдце сокруше́нном и смире́нном пои́мствовати, и ка́ятися, и жале́ти себе́ о ни́х, и соверше́ннаго проще́ния, и от ни́х разреше́ния Твои́м милосе́рдием чрез и́х духовника́, Твоего́ же судию́, по нело́жному
Твоему́ обеща́нию сподо́би.
Ты́ бо ре́кл еси́: е́же а́ще
разрешите́ на земли́, бу́дет разреше́но
на небесе́х. Е́й, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, приими́ рабы́ Твоя́, ка́ющыяся о свои́х гресе́х ве́домых и неве́домых, во́льных и нево́льных, и сия́ испове́дати по Твоему́ повеле́нию
предложи́вших, и Твое́ю си́лою
и благода́тию прии́м и́х ми́лостивно, укрепи́, е́же ктому́ не возврати́тися и́м ко греху́, и к злы́м и неподо́бным дело́м, в ни́хже мно́гажды впадо́ша, но воздви́гни и заступи́ и́х от ко́зней диа́вольских, и от все́х се́тей неприя́зненных,
я́ко да без препя́тия послу́жат Ти́ в преподо́бии и пра́вде, во вся́
дни́ живота́ своего́. Ты́ бо еси́
Бо́г на́ш, в ми́р прише́дый,
не пра́ведных призва́ти, но
гре́шных на покая́ние, и се́дмьдесят кра́т седмери́цею впа́дающым во гре́х оставля́ти согреше́ния повеле́вый.
Я́коже у́бо жену́ в прелюбодея́нии я́тую, фарисе́йми искуша́ющими
Тя́ приведе́нную не осуди́л еси́, но ми́лостивно ре́кл еси́: иди́, и отсе́ле ктому́ не согреша́й, и си́х не осужда́й, но человеколю́бно поми́луй. И я́коже и другу́ю блудни́цу пла́чущуюся, и слеза́ми но́зе
Твои́ омы́вшую, и главы́ своея́
власы́ оте́ршую, поми́ловал
еси́ ми́лости Твоея́ ра́ди, пода́ждь
и си́м рабо́м Твои́м невозбра́нныя и те́плыя во и́стинном покая́нии сле́зы. Утверди́ и́х у́м и се́рдце, зна́ти Тебе́ еди́наго и́стиннаго Сы́на Бо́жия, взе́млющаго
грехи́ ми́ра. Приими́ и́х я́коже Петра́ отве́ргшагося Тебе́ и покая́нием
и го́рькими слеза́ми обра́щшагося прия́л еси́, простри́ десни́цу Твою́, и приими́ и́х, я́коже того́ в мо́ри утопа́ющаго прия́л еси́, и укрепи́ и́х на борю́щаго и́х диа́вола, очи́сти
и́х ду́шу и те́ло от вся́кия скве́рны. Са́м
бо ре́кл еси́
благи́й Го́споди, не тре́бовати здра́вым врача́, но боля́щым, и прише́л еси́ не спаса́емых спасти́, но погиба́ющих. Да́ждь у́бо Го́споди Иису́се
Христе́ Бо́же на́ш рабо́м Твои́м си́м,
сконча́ти без поро́ка нача́тый се́й святы́й
по́ст, и в не́м Твоя́ за́поведи исполня́ти, в моли́твах же прилежа́ти и все́ми доброде́тельми Тебе́ во вся́ дни́ живота́ своего́ благоугожда́ти, я́ко да в чи́стой со́вести причасти́тися неосужде́нно
Твоему́ Боже́ственному Те́лу,
и животворя́щей Кро́ви излия́нной за ве́сь ми́р во оставле́ние
грехо́в, сподо́бятся, и да победя́т и посра́мят диа́вола на ни́х вою́ющаго. Ты́ бо еси́ Бо́же Бо́г
ка́ющихся, не хотя́й сме́рти гре́шнаго, но е́же обрати́тися, и жи́ву бы́ти ему́. Не хо́щеши бо Влады́ко,
созда́ние Твои́х ру́к погуби́ти,
ниже́ благоволи́ши о поги́бели
челове́честей, но хо́щеши все́м спасти́ся, и в ра́зум и́стинный приити́. Те́мже и ны́не Влады́ко, не отврати́ лица́ Твоего́ от ра́б Твои́х си́х, но да́ждь и́м и́стинное
от грехо́в к Тебе́ обраще́ние,
и от все́х де́л лука́вых избавле́ние, и сподо́би все́х на́с в ми́ре испо́лненных
де́л благи́х доити́, и поклони́тися спаси́тельным Твои́м страсте́м, и свято́му воскресе́нию, и на кончи́не живота́ на́шего ра́дости ве́чныя со все́ми Тебе́ благоугоди́вшими получи́ти, в Тебе́ Бо́зе и Спаси́теле на́шем. Ты́ бо еси́ Бо́г
ми́лостей и щедро́т, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Хор: Ами́нь.
Приведенный
в Требнике возглас «Благословение Господне на вас…» по окончании молитв не
произносится, так как переносится в конец чина прощения.
Завершив
молитвы и коленопреклонение, предстоятель берет напрестольный
крест с аналоя или столика и начинает подавать его верующим. В многоштатных приходах первыми к предстоятелю
подходят священнослужители: целуют крест и предстоятеля
в ланиты, испрашивая прощения. Затем священники берут напрестольные кресты (или
иконы), которые должны быть положены заранее на уготованном месте, и становятся
один за другим после настоятеля, по старшинству. Если имеются диаконы, они
встают следом за священниками, также по старшинству, держа в руках святые образа
Спасителя, Божией Матери, храмовых и чтимых святых. В монастырях уместно, чтобы
игумен держал напрестольный крест, один из старших иеромонахов может держать
Евангелие, а остальные иеромонахи — и, после них, иеродиаконы — могут держать
святые иконы.
Молящиеся подходят к целованию креста сначала к предстоятелю, а затем поочередно ко всем клирикам. Согласно
обычаю, лобызая крест, прихожане обращаются к предстоятелю
со словами:
Прости́те меня́, гре́шного (гре́шную).
На
что предстоятель отвечает:
Иерей: Бог прости́т.
Во
время целования креста хор поет «Покая́ния
отве́рзи ми две́ри…», «На река́х Вавило́нских…» и иные
песнопения покаянного характера.[6]
По
окончании целования предстоятель осеняет всех крестом
и произносит:
Иерей: Благослове́ние Госпо́дне
на вас, Того́ благода́тию и человеколю́бием
всегда́, ны́не и при́сно и
во ве́ки веко́в.
Хор: Ами́нь.
Коммента́рий к чи́ну:
В богослужебной практике Русской
Православной Церкви чин прощения, совершаемый после вечернего богослужения в
Сыропустную неделю (вечером воскресного дня накануне понедельника 1-й седмицы
Великого поста), по своему смыслу является особым обрядом, совершаемым один раз
в год. Он зримо являет необходимость исполнения евангельской заповеди о том,
что христиане должны прощать друг другу взаимные греховные поступки, обиды,
огорчения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то
простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их,
то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.
6:14-15).
Неслучайно, этим изречением начинается евангельское чтение на литургии
Сыропустной недели.
Прообраз современного чина прощения многие
усматривают в «правиле», существовавшем в древности в некоей палестинской
пустынной обители, о которой говорится в написанном свт. Софронием, патриархом
Иерусалимским, Житии прп.
Марии Египетской. В воскресный день перед 1-й седмицей Великого поста монахи
собирались на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых.
Вечером того же дня монахи снова собирались в храме и, «помолившись прилежно, с
земными поклонами, целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и
каждый просил помолиться о нем и иметь его со-подвижником
и сотрудником в предстоящей брани». После прощания монахи с пением псалма «Господь
просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь
защититель живота моего, кого устрашуся?»
(Пс. 26:1) выходили из монастыря и удалялись в пустыню. Однако необходимо отметить, что из слов
самого свт. Софрония ясно,
что описываемый обычай был исключительной особенностью уклада монастыря, где
жил авва Зосима, и в иных палестинских обителях не
практиковался. Кроме того, в повествовании идет речь лишь о взаимном прощении
монахов, связанном с предстоящей разлукой. Здесь нет указания на то, что монахи
нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные прегрешения
и обиды, причиненные в течение совместной жизни в киновии
(общежитии).
Непосредственным прообразом чина является испрашивание прощения в начале и конце каждого дня,
которое, согласно церковному уставу, должно совершаться во всяком общежительном
монастыре ранним утром — после полунощницы, — а также
вечером — после повечерия (см. Часослов). Тем самым,
каждый монах, начиная с игумена обители, надеется прожить каждый день своей
жизни в строгом соответствии с евангельской заповедью: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат
твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и
пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), а также исправить последствия даже малейшего отступления от нее в течение
дня.
Помимо этих прощений в начале и конце дня,
церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель
испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько
раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед
великим входом, перед Причащением. Старопечатные издания Служебника прямо
описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем
перед самым началом литургии и после великого входа.
Еще одна традиция, повлиявшая на формирование
чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского
устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце
вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого
обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к
выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован
уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках
соборных храмов XVI-XVII вв.[7],
где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше
порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни
практике, с учетом указаний этих источников.
[1] В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной литургии как в соединении с вечерней, так и без нее.
[2] Либо во все подготовительные воскресенья перед Великим постом, начиная с Недели о мытаре и фарисее.
[3] В некоторых местах принято сначала читать молитвы на начало поста (см. ниже), а только затем испрашивать у всех прощение.
[4] Более полный вариант ответа:
Бог да прости́т тя, честны́й о́тче. Прости́ и нас, о́тче святы́й, и благослови́, ели́ка согреши́хом во вся дни живота́ на́шего, и в сей день и час без числа́ согреши́хом душе́ю и те́лом, сном и ле́ностию, помраче́нием бесо́вским, в мы́слех нечи́стых, в забытии́ ума́ и во осужде́нии. Согреши́хом се́рдцем и все́ми чу́вствы, слу́хом, ви́дом, во́лею и нево́лею, и несть того́ греха́, его́же не сотвори́хом, но о всех ка́емся, прости́ ны, о́тче святы́й, и благослови́, и помоли́ся о нас гре́шных.
[5] По смыслу самих молитв, они должны читаться уже при начале постного подвига, то есть в понедельник 1-й седмицы Великого поста; с рассуждения настоятеля прихода или игумена обители, их действительно можно прочитать до или после утрени понедельника — особенно в монастыре, если на службе 1-го дня Великого поста присутствует большинство насельников обители, — однако в приходской практике целесообразнее читать их в составе чина прощения.
[6] В некоторых местах принято завершать цикл песнопений стихирами Пасхи, которые в этом случае поются до слов: «… прости́м вся Воскресе́нием» (но не «…и та́ко возопии́м»)
[7] См., напр., рукописный Обиходник Троице-Сергиевой лавры: РГБ. Ф. 304/I. № 249. Л. 418-421; издание Белозерского Обиходника: Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря, 1655/1656 год. М., 2002. С. 96; издания соборных Чиновников: Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. С. 88; он же.Чиновник новгородского Софийского собора М., 1899. С. 159-160; он же.Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903. С. 72.